Народные приметы и суеверия «Ясень»
Если ребенок болен рахитом или грыжей, верное средство от болезней - продеть его сквозь расщепленный ясень. (Повсеместно).
Расщепленный ясень как средство от рахита или (главным образом) от грыжи очень широко применялся в нашей стране. Лечение производилось следующим образом. Молодое деревце раскалывали вдоль примерно на шесть футов и вгоняли в щель широкие клинья. Больного ребенка раздевали догола и трижды продевали сквозь образовавшуюся развилку. Продевать следовало на рассвете. После лечения клинья вынимали, а дерево тщательно связывали. Трещину замазывали глиной и илом. Считалось, что если трещина в дереве закроется и зарастет, то грыжа у ребенка тоже закроется и зарастет. Однако, если дерево останется расколотым и не срастется, грыжа тоже не сможет зарасти.В суеверии была еще одна, весьма мрачная подробность: если дерево засохнет- должен умереть и ребенок. Даже если он к тому времени уже стал взрослым, все равно следовало ожидать возобновления грыжи и его близкой гибели.Это звучит неправдоподобно, но даже во второй половине 80-х годов XIX в. такое средство от грыжи было общеупотребительным во многих районах Суссекса. В этом графстве ритуал был сложнее, чем в других районах. Здесь считалось, например, что лечение не подействует, если сердцевина ясеня нездорова, или если ствол расщеплен топором. Ребенка следовало продевать сквозь щель три раза по три, то есть 9 раз, каждое утро, 9 дней подряд, в присутствии 9 человек, каждый из которых проделывал это по очереди.Много лет при дороге из Хакли-Хауз в Бирмингем, со стороны Ширли-Хит рос ясень, который был Меккой для приверженцев подобных методов лечения. Другое такое дерево росло на ферме неподалеку; его владелец, некто Чиллингворт, бдительно следил, чтобы ни пила, ни топор не прикасались к его ветвям, поскольку его сына продели сквозь этот ясень в годовалом возрасте, и фермер считал, что жизнь его сына зависит от жизни этого дерева. Сыну в то время, было уже около сорока лет.В начале XIX в. на фермерском дворе в центре поселка Селборн рос целый ряд ясеней. Каждый из них был отмечен длинным шрамом и рубцами - следами расколов, сделанных для продевания детей.На стволах некоторых ясеней, некогда росших на дворе фермы в Селборне, долгие годы были видны рубцы. Количество рубцов на деревьях точно соответствовало количеству надрезов.Старый ясень в Ричмонд-Парке (Сур-рей) тоже пользовался популярностью в качестве врачевателя; его называли "Sheen Tree" - "Сверкающим Деревом".В Уэльсе суеверие предписывало искать "девственное" дерево (т.е. дерево, к которому не прикасались крюк или топор), расщеплять его с запада на восток; подавать ребенка в щель должна была непременно девушка, а принимать с другой стороны - обязательно парень.В некоторых районах Суррея вместо ясеня иногда использовался остролист, а в некоторых районах Уэльса - дуб.В Германии грыжу пытались лечить тем же способом. Только в качестве магического дерева здесь использовался дуб, а вся церемония должна была производиться на рассвете в полном молчании.В Ольденбурге и Мекленбурге действенным считалось только то лечение, которое производилось накануне Иванова Дня (или летнего солнцестояния) тремя мужчинами по имени Иоганн, "которые держали щель открытой и помогали продевать сквозь нее ребенка".При этом само собой подразумевалось, что между ребенком и деревом возникает связь.На острове Рюген суеверие зашло еще дальше: здесь считалось, что если человек, излеченный таким образом от грыжи, умирал, его душа уходила в то дерево, сквозь которое его продевали в детстве.Еще одна загадка для психологов: если в селении западноафриканских м"бенга в один и тот же день рождалось двое детей, поселяне сажали два деревца, водили вокруг них хоровод и с тех пор считали, что жизнь детей связана с этими деревьями. Если одно из деревьев увядало или засыхало, все были уверены, что погибнет один из детей.У восточно-африканских ваджагга и некоторых жителей Сьерра-Леоне тоже есть подобное поверье. Новозеландские маори сажают деревце в том месте, где закопана пуповина ребенка, и верят: как дерево вырастет или зачахнет, так. и ребенку суждено жить или умереть.В швейцарском кантоне Ааргау в старину при рождении мальчика сажали яблоню, а при рождении девочки - грушу, и точно так же связывали их с жизнью и смертью детей.В Петуорте (Суссекс) один строитель купил ясень на корню, намереваясь пустить его на строительные нужды. Однако случилось так, что этот ясень был из тех деревьев, что использовались для "продевания". Отец ребенка, которого продевали сквозь дерево, пришел к строителю и сказал, что, если дерево срубят, к ребенку вернется грыжа, если не что-нибудь похуже. Строитель согласился с ним и оставил дерево в покое.P.S. К теме ясеня стоит добавить, что Игдрасиль (мировое древо древних скандинавов) - это тоже ясень.
Первые ноготки, обрезанные у ребенка, зарой под ясенем, и ребенок вырастет хорошим певцом. (Западный Нортамберленд).
Потри свои бородавки кусочком бекона и спрячь его в надрез, сделанный на коре ясеня. Бородавки сойдут с твоей руки и появятся на дереве в виде выпуклостей или наростов. (Чешир).