Народные приметы и суеверия «Черный петух»
Чтобы излечить эпилепсию, закопай живого черного петуха на том месте, где с больным случился припадок; вместе с петухом закопай остриженные ногти больного и прядь его волос. (Северо-восток Шотландских гор).
Это суеверие - еще один пример древней теории о перенесении зла, сохранившейся и в цивилизованной Англии, и в других просвещенных странах, и у языческих племен Африки. Считалось, что вместе с петухом в землю закапывают эпилепсию.Черные петухи широко использовались в Англии для магических обрядов. Они были распространеннейшей жертвой Дьяволу. Жертвоприношение требовало следующего ритуала. Взять петуха под правую руку, выйти в полночь на перекресток четырех дорог. Затем трижды прокричать "черный петух" или просто девять раз повторить "Роберт". После этого должен был появиться дьявол, который забирал петуха и давал взамен пригоршню монет.Бэринг-Гоульд писал о черном петухе, который жил у Самуэля Бернарда, неслыханно удачливого еврея-банкира, умершего в 1789 г. Люди считали, что эта птица таинственным образом обеспечивает удачу своему владельцу. Это убеждение было укреплено тем фактом, что Бернард умер через день или два после смерти петуха.Большинство английских "ведьм" имело домашних духов в облике черных петухов - наряду с традиционными черными котами. В этом были убеждены и жители других европейских стран.В Ольденбурге внутренности черного петуха использовались для снятия порчи. Сердце, легкие или печень многократно протыкались иглами или помечались крестообразными надрезами, а затем их ставили на огонь в плотно закрытом котле. Ритуал требовал закрыть все двери и окна и соблюдать тишину. Когда сердце петуха проваривалось или сгорало дотла, ведьма должна была испытывать жгучую боль. Считалось, что после этого она непременно явится и запросит пощады.А теперь сравним старый шотландский метод лечения эпилепсии с методом лечения холеры, распространенным в Южном Конкане (Индия). При появлении признаков болезни вся деревня шествует в храм на окраине села с корзиной вареного риса, посыпанного красным порошком, и с петухом. На околице петуху отрубают голову и выбрасывают его за пределы деревни. Считается, что после этого холера перейдет в другое селение, которое спасется от нее с помощью такой же церемонии, и так далее до бесконечности.Английское поверье о закапывании черной курицы с целью излечения эпилепсии может быть объяснено не только народным представлением о том, что "вместе с петухом в землю закапывают эпилепсию", но и жертвенным характером данного магического действа черная курица является жертвой демону (духу) эпилепсии, так как практически у всех народов причиной, вызывающей эпилепсию, считался особый злой дух, вселявшийся в человека.В России черную курицу приносили в жертву баннику (баеннику) - злому духу, живущему за каменкой или под полком в каждой бане. (Ср. английское поверье о приношении черного петуха Дьяволу). "Когда выстроят после пожара новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат, а не режут [чтобы не повредить "целостность" жертвы], и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подогнать время под Чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом, все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу ее" .