Народные приметы и суеверия «Св пятница»
В русской фольклорной традиции "целебные родники-криницы и святые колодцы поручены особому покровительству Святой Пятницы. Эта связь имени пятницы с источниками текучих вод не ограничивает силы народных верований в нее как в защитницу вообще воды в самом широком значении этого слова. Это вытекает, между прочим, из того, что в старинных городах, укрепившихся на высоких берегах больших рек, подобно Киеву, Брянску и другим, пятницкие храмы построены на низменностях у самой воды - древний обычный прием, который, помимо Великого Новгорода и Торжка с их пятницкими концами, наблюдается и близ Москвы, в Троице Сергиевской лавре. Кроме того, во многих местах, а в особенности в Белоруссии, сохраняется обычай молиться о дождях, потребных в весеннее время для всходов и в летнее для урожаев, обязательно Святой Пятнице, и непременно с некоторыми суеверными приемами: молитвы возносятся в таинственной ночной обстановке и состоят из таких прошений, самодельная форма которых указывает также на давность их сочинения.Иконы Пятницы, охраняющие св. колодцы, признаются (за малыми исключениями) явленными, а стало быть и чудотворными, при чем преимущество отдается скульптурным изображениям этой Святой, но скульптура эта, разумеется, младенческая, она составляет древнейшую форму русского искусства, существовавшую еще во время язычества и в наши дни имеющую археологическое значение"."Эта "пятница" всеми тремя главными русскими племенами согласно чествуется в определенный день недели, именно в пятый, считая с понедельника, и, кроме того, в виде исключения, в девятую, либо десятую пятницу по Пасхе и в грозную Ильинскую - последнюю перед 20 июля [2 августа по н. ст.] - днем Св. пророка Ильи".Вплоть до наших дней пожилое женское население Центральной, Западной и Южной России соблюдает запрет на стирку и шитье по пятницам: "За грехи наши, - говорят орловские богомолки, при виде нераспознаваемого почернелого изваяния Пятницы, находящегося в г. Брянске в Петровском женском монастыре, - обрызгали матушку золой наши бабы грешницы, что по пятницам белье бучили (т. е. при стирке обычно пересыпали белье золой для щелока).- Истыкали наши беспутные женки нашу Святую иголками, когда шили рубахи свои по пятницам, - толкуют архангельские поморы в селе Шуе, объясняя точки и полосы червоточины на такой же темной и очень старинной иконе Пятницы, представленной также в виде грубого изваяния" .