Народные приметы и суеверия «Св бригитта, вечер накануне»
1 ФЕВРАЛЯ, НАКАНУНЕ СРЕТЕНЬЯ. На островах Западной Шотландии бытовал обычай вечером накануне Св. Бригитты (Брайды) стелить постель для любого встречного или бездомного странника. (Согласно легенде, Св. Бригитта стелила постель для Святой Девы, родившей Иисуса). Кроме того, обычай предписывал каждой семье связать сноп из овса, одеть его в женскую одежду и положить в большую корзину. Это называлось постелью Св. Бригитты. Затем хозяйка дома и все слуги кричали хором "Briid is come. Briid is welcome!" (Бригитта идет. Бригитта, добро пожаловать!). И если утром в золе очага появлялся отпечаток человеческой ноги, это говорило о том, что наступивший год будет плодородным.В Ирландии, в частности, в отдаленных частях Донегала, накануне Св. Бригитты в домах вывешивают равноконечные кресты из соломы или камыша, чтобы предохраниться от нечисти.Но вот обычай совсем иного рода (Джон Рэмси, "Scotland and Scothc - men in the Eighteen Century"):"Накануне Сретенья в сенях делают кровать из зерна и сена, поверх которой стелят простыню. Когда все готово, кто-нибудь выходит на двор и трижды повторяет: "Бригитта, заходи; твоя постель готова". Рядом с постелью на всю ночь оставляют горящую свечу.Подобный обычай существовал на острове Мэн: взять охапку камыша и, стоя с ней на пороге, приглашать Св. Бригитту войти и заночевать. Затем камыш расстилали на полу, делая что-то вроде подстилки (или постели) для Св. Бригитты. В некоторых районах острова рядом с постелью ставили стул, стол, хлеб и сыр, в надежде привлечь Св. Бригитту.Этот обычай столь тесно переплетается с легендами, что практически не поддается здравому объяснению. Однако вышеупомянутая постель для Девы Марии здесь ни при чем. На острове Мэн считалось, что Св. Бригитта посетила здешние места, чтобы встретиться со Св. Мольдом. Другие упоминали Св. Патрика. Третьи говорили, что она была пострижена в монахини Св. Малом, затем жила в Ирландии и стала аббатисой в этой стране. Аналогичные рассказы существуют до сих пор; но ни один из них никак не объясняет вышеупомянутую "постель" Св. Бригитты из зерна или камыша.Но ведь когда-то существовала совсем другая Бригитта - кельтская богиня плодородия; и вполне возможно (по крайней мере, так считает Фрэзер), что, благодаря похожему имени, эта языческая богиня "переоделась" в приемлемый христианский наряд. Этим объясняются и овсяные снопы, и соломенная или камышовая постель. Но это все же никоим образом не объясняет ритуалы Св. Бригитты Килдарской (Ирландия), поддерживавшей священный неугасимый огонь в те дни, когда Генрих VIII начал гонение на монастыри.Уолденси в своем эссе о древности ирландского языка говорит: "Роллин считает, что эта богиня и есть та самая Королева Небес, для которой еврейские женщины зажигали свечи и готовили вино и хлебы". А вот свидетельство Лидоса:"Этот языческий обряд все еще совершается в Ирландии вечером накануне Св. Бригитты и очевидно происходит от празднества в честь знаменитой языческой поэтессы, носившей то же самое имя. В некоторых местах Ирландии существует другой обычай. Накануне дня Св. Бригитты фермерские жены пекут пироги, называемые "Bairin-break", приглашают соседей, и пьют, и веселятся всю ночь напролет". Английские обряды, предваряющие день Св. Бригитты, так же, как и русские Рождество и Масленица, приходятся на время, "пограничное" между зимой и весной, поэтому не удивительно, что эти праздники в обеих традициях имеют одинаковую нацеленность на обеспечение плодородия земли и будущего урожая. Подобно английским ритуалам, посвященным Св. Бригитте, в русских обрядах, справляемых на Рождество и Масленицу, непременно использовались "солома и необмолоченный сноп", знаменующие "собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются за поворотом солнца с зимы на лето" .След, замеченный на пепле, рассматривался как счастливое предзпаменование и в русских народных обрядах (см. СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ). (См. также статью БАНЯ, в которой приводится свидетельство того, что следы, "оставленные" на пепле, воспринимались как следы покойников)."Христианизация" языческих богов и богинь - общее явление практически для всех этносов, принявших христианство. Подобно кельтской богине плодородия, превратившейся в христианскую Святую - Бригитту, в России языческий Перун трансформировался в православного Святого - Илью пророка, Волос - в Святого Власия и т. д.