Народные приметы и суеверия «Ребенок»
Если кто-то переступит через ребенка, который ползает по полу, - ребенок перестанет расти. (Повсеместно).
Ребенок, отлученный от груди в пору цветения деревьев, поседеет раньше срока.
Самое курьезное суеверие насчет отлучения ребенка от груди, какое нам удалось найти, родом из Уэльса. Оно гласит, что отлученный ребенок, которому потом дали грудь, вырастет клятвопреступником.При чем здесь клятвопреступничество - можно только догадываться.Дети (как и старики), согласно народным представлениям всех этносов, находятся в опасной близости от границы, разделяющей жизнь и смерть, и, следовательно, более" беззащитны перед силами зла, нежели взрослые люди, поэтому обращение с ними обставляется многочисленными предписаниями и запретами. "В течение первого года у ребенка не должно обстригать ногтей, в противном случае из него выйдет вор... Не должно в шутку покрывать ребенка решетом - он не будет расти. Не должно мочиться, держа на руках ребенка, - иначе у него изо рта будут течь слюны". "Ребенку до году рубахи из нового холста не шить". (Ср. для похоронной одежды "предпочтительным считался беленый холст, бывший в употреблении" ).И в наши дни в России повсеместно известен запрет перешагивать через ребенка, причем он распространяется не только на ползунков (как в английской традиции), но и на детей более старшего возраста (вплоть до подростков), по тем или иным причинам находящихся на полу. Мотивация этого запрета одинакова как в английской, так и в русской традициях - "ребенок не будет расти".В русских деревнях внимательно присматривались к физическим данным, состоянию и поведению ребенка,веря, что они могут являть собой добрые или худые предзнаменования. Так, "если ребенок на вес весьма тяжел, то говорят, что "его тянет земля". Такой ребенок скоро умрет. Если ребенок растет пухлым и нежным, то говорят, что его "нежит земля". Такой ребенок не жилец на белом свете". "О долговечности ребенка судят по следующей примете: если у него подошвы сальны, он скоро умрет". "Если ребенок не по летам умен или очень резв, то думают, что он не долговечен. Если у ребенка широкое темя - значит он живуч, а острое - признак недолговечности". Считается, что если ребенок сразу после рождения улыбнулся или вообще начал улыбаться до месяца, то он не будет долго жить. Точно так же говорят, если новорожденный особенно хорош собой и мало плачет: "Ангельская душа - Господь к себе приберет". И наоборот, считается, что если ребенок некрасив, то, став взрослым, он станет красавцем. Эту примету особенно часто относят к девочкам.Как в английской народной традиции, так и в русской, прекращение грудного кормления воспринималось как важный момент в судьбе ребенка. В качестве оберега повсеместно читались специальные заговоры на отнятие ребенка от груди: "Приде красна весна, сойдут белые снега, оголятся серые горючие камни. Отпали бы тоска и телесная сухота от белых грудей, от буйной головы, от черных бровей, от ясных очей, от бела лица, от ретивого сердца. Семьдесят жил и семьдесят суставов, и в едином суставе ключ и замок. Во веки веков. Аминь".В некоторых локальных традициях прекращение грудного кормления сопровождалось развернутым обрядовым действием: "Накрывается стол, на стол ставятся разные яства, и при них кладется березовый прутик; ребенка садят к столу и, смотря в окно через его голову, тихо говорят:Как лес не тоскует по дереве, так ребенок не тосковал бы о грудях.После этих слов замечают, что ребенок станет хватать из поставленного на стол;тем и надо его больше кормить; если он схватит прутик, значит должно этим средством принуждать ребенка, когда он не ест чего-нибудь по капризу". "Отнимать ребенка должно в Страстную пятницу". (Ср. аналогичное поверье у англичан, приведенное в статье ПЯТНИЦА). "Детей отнимать (от груди) следует в такой день, когда нет Св. мученика" ."Повторное" кормление ребенка грудным молоком (когда мать отлучила ребенка от груди, а потом, пожалев, снова стала кормить), согласно русским народным представлениям (так же, как и в английской традиции), считается крайне нежелательным фактом: такой ребенок (и соответственно взрослый человек) будет обладать дурным глазом. (Ср. английское поверье: "отлученный ребенок, которому потом дали грудь, вырастет клятвопреступником". - Об общей отрицательной семантике числа "два" и, соответственно, повтора см. статью ЗЕРКАЛО).В деревнях юго-западной России еще и сегодня считают, что ребенок не ходит от того, что у него "спутаны" ножки, поэтому, как только он делает первые шаги, мать или бабушка "перерубает ему путы", "чтоб он не потыкался, вот он подымается, только пошел, подымается ребеночек - и сзади ножичком перекрестишь крест-накрест. Это путы перерезали". (По другим вариантам - крест чертили ладонью между ног ребенка).Самыми обычными болезнями детей считают "призор" (сглаз) и "ночницу". Если ребенок немного лишь занеможет, мать ограничивается тем, что поит его водой, слитой с ее "приданой" иконы или же с иконы Св. Тихона. Против "призора" произносят над младенцем следующий заговор: "Пойду перекрестясь, выйду из двери в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, в широкое раздолье. Приде три дорожки. Пойду по первой дорожке. Встретится сама Мать Пресвятая Богородица со ангелами и со архангелами и со всей небесной силой. Попрошу я ангела и архангела со всей небесной силой: снимите с раба Божия младенца притчи, призеры и витряны переговоры, от чего дума материна. Во веки веков. Аминь". Ночницу лечат так: на утренней или вечерней заре открывают немного дверь, выносят на руках ребенка, прикрыв его полотенцем,чтобы ветер не касался его и, став в дверях, произносят три раза: "Заря заряница, красная девица, возьми у раба Божия младенца ночную рыкушу и полуночну, и денную, полуденну - унеси за сине море, за высоки горы. За высокими горами змийно жигало сожгит и спалит. Во веки веков. Аминь". Если у ребенка колотье в ушах, мать берет ножницы или медную иглу и концом колет слегка вокруг уха, приговаривая: "Исоф ты, Исоф, не коли у раба Божья младенца в уши. Стану колоть ножами, топорами, вострыми клепиками, когтями да ногтями от рождения до венчания, от венчания до скончания" (трижды)" .В русской фольклорной традиции вплоть до настоящего времени бытует множество заговоров от детской бессонницы. С просьбой вернуть ребенку сон в них, как правило, обращаются к домашним животным: коту, мышке и т. д. Например: "Мышка-игрушка, ты подшутила над рабом Божьим, младенцем (имя). Я раба Божья (имя) отшучу над тобой. На-ко топорок, да ножичек, да палочку и работай во всю ночь. Не спи, и дай рабу Божьему младенцу спать. И будьте мои словеса крепки и емки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".При этом делается из дерева маленький топорик, ножик и палочка, которые кладутся на ночь под подушку ребенка" .Если ребенок часто плакал, ходили к курам под нашест заговаривать "крик": "Я вот ходила к курам на вечернюю зорю. Идешь туда и читаешь: "Куры белые, куры серые, куры черные, куры рябые, возьмите свои криксы-вериксы, возьмите криксы денные и полуденные, ночные и полуночные. Куры рябые, куры краснопёрые, куры космоногие, куры хохластые, возьмите свои криксы-вериксы. Куры спят, и люди спят, и этот человечек спит, ну, и называешь его". Этот обычай сохраняется в русских деревнях повсеместно и в наши дни.Если та или иная детская болезнь "не поддается" заговорам и простым магическим приемам, то ребенка "перераживают": "Вот в бане моешься с ребеночком, три волосины ребеночку на головочку положи, он плохой не будет, прям из своей матины выдерни три волосины и положи ему на головочку, и так 12 раз сделай, и на Чистый Четверг надо сделать, когда случится с ребенком, он плохой не будет, он утихает. Своею матиною прям на него садись и говори:- Чем ты порождался, тем прикрывался, чем порождайся, тем прикрывайся!И перейди через него, он отойдет. На темечко положи три волосины, только, чтоб вниз лицом не лежал, чтоб вверх". (По другим вариантам перераживание заключается в том, что мать три раза "пронимает" ребенка через платье, т. е. опускает головкой вниз за пазуху и вынимает из-под платья, тем самым имитируя рождение ребенка).В случаях серьезных заболеваний русские знахарки, помимо "перераживания", прибегали к обряду "перепекания" ребенка. Для этого разжигали в печи огонь, брали лопату, которой клали в печь хлебы, сажали на лопату ребенка, потом снимали его, а лопату всовывали в горящую печь. Так повторяли три раза."Коли дети не живут - бери первого встречного в кумовья" ."Смеется ребенок во сне - значит, что его "тешат ангелы" .1) "Придавая" икона - икона, которой родители благословляли свою дочь перед венчанием.
Ребенок, отлученный от груди в то время, когда птицы улетают на юг или возвращаются домой, вырастет нетерпеливым и переменчивым.