Народные приметы и суеверия «Поминальный день»
"Поминальный пирог, поминальный пирог! Господи, помилуй души христианские!" (Старинная припевка, которой встречали посетителей, обходивших все дома 2 ноября).
2 ноября - день поминовения усопших. В средние века католики верили (и это суеверие распространилось по всей Европе), что в этот день покойники возвращаются домой и некоторое время гостят у своих живых родственников. Еще в конце XIX в. по всей Англии пекли "поминальные пироги" (soul cakes) и приглашали всех гостей отведать пирога, повторяя при этом вышеприведенную припевку, чтобы гость не мог отказаться от молитвы за усопших членов семьи.В Шропшире вплоть до конца XVII в. бытовал обычай выставлять на обеденном столе большую стопку "поминальных пирогов", и каждый гость, кем бы он ни был, уходя, брал один из них.В Стаффордшире, Чешире, Ланкашире и Монмаутшире (Monmouthshir) крестьяне исполняют "соулинг", переходя от дома к дому. В Херефордшире "поминальные пироги" делали из овсяной муки и каждый, кто получал такой пирог, должен был ответить дающему: "Да хранит господь вашу душу и все остальное".В Уэльсе бедняки в этот день ходили по домам и просили хлеба во имя душ усопших родственников и друзей. Еще в середине XIX в. в Уитби (Йоркшир)пекли "поминальные хлебцы" - маленькие круглые булочки, которые продавались по одному фартингу за штуку и покупались, главным образом, как гостинец для детей. В Абердиншире поминальные пироги, называемые "похоронными хлебцами", раздавали всем гостям.На острове Св. Килды пекли большой пирог треугольной формы, посредине которого проводили борозду в форме окружности.Поминальные ритуалы подобного рода существуют (или существовали) почти повсеместно.В Кайчи (Эквадор) индейцы готовят продукты и расставляют их на столе в местной католической церкви. Они получают отпущение грехов от священника, который затем произносит мессу по усопшим. После богослужения индейцы идут на кладбище. Здесь, установив сосуды со святой водой и горящие свечи, они простираются ниц перед могилами своих предков.Заметное сходство с этим ритуалом можно наблюдать в камбоджийском Празднестве Усопших (Индокитай). В последний день месяца Патработ (сентябрь-октябрь) люди готовят пироги и сладости. Они зажигают курильницы и свечи для теней своих предков, говоря им: "О, все наши усопшие предки, соблаговолите прийти и поесть". Через две недели после этого маленькие лодочки, сделанные из коры деревьев, нагружаются сладостями, монетами и дымящимися курильницами, и каждая из них с горящей свечой на закате солнца отправляется вниз по течению. Считается, что души садятся в них, чтобы вернуться обратно. В Кохинхине духи предков тоже приветствуются подобным образом. Даже западноафриканские дагоманы "накрывают стол" в день поминовения. В Персии, на пятидневном празднестве, называемом Фарвардаджан, люди приносят еду и питье на могилы. Таким образом и цивилизованные люди и дикари поминают своих умерших.Поминальные пироги дожили в Британии до конца XIX века; сам День Поминовения до сих пор отмечается молитвами "за дорогих усопших" как у католиков, так и у англичан.Каков же источник этого обычая? Как и большинство христианских празднеств, он является пережитком более древнего языческого обряда - в данном случае языческого Празднества Усопших. Ранняя Христианская церковь, будучи не в силах подавить эту традицию, переняла ее, придав празднеству религиозную окраску. Одило, настоятель бенедиктинского монастыря Клюни, в 998 г. постановил отправлять торжественную мессу 2 ноября каждого года о всех "усопших во Христе". Отсюда пошла традиция христианских Поминальных Дней. За много веков до этого, в древнем Египте 17 число месяца атира (13-16 ноября) было праздником умершего Озириса.В России поминальными, или родительскими, днями считаются - вторник на второй неделе после Пасхи (Радуница), суббота перед Троицей (Духовская суббота) и суббота между 1 и 8 ноября (Дмитриевская суббота). Последний из перечисленных поминальных дней был учрежден Великим князем Дмитрием Донским, который, одержав победу над Мамаем в Куликовской битве (1380 г.), постановил в субботу перед днем Св. Дмитрия (8 ноября) совершать вселенскую панихиду по всем воинам, павшим на Куликовом поле.В поминальные дни как горожане, так и деревенские жители повсеместно идут на кладбище навестить своих умерших родственников, "обедают" на могилах и оставляют там часть еды - "птичкам на помин" .Помимо установленных поминальных дней, в России вплоть до настоящего времени соблюдается традиция поминать покойника на 9-ый, 20-ый и 40-ой день после кончины, а также на полгода и год. "А дальше уж по жалости: кто каждый год поминает, а кто - раз в три года, а кто и совсем не поминает" .Поминальный обряд, как правило, состоит из посещения могилы покойного и поминального обеда, на который приглашаются его друзья и родственники. На поминки готовят мясные блюда, рыбные, толчёную картошку, солянку и проч. Обязательными для поминального стола считаются кисель (как правило, несладкий - молочный, овсяный и проч.), мёд и блины.На юго-западе России и в настоящее время сохраняется обычай на сорокодневное поминовение печь из пресного теста лесенки. Объясняют это таким образом: "Пайдёть на шестой неделе на лесеньки куды кто заслужить, куды кто падлежить" (д. Поляна). "Будта чирез 6 недель палезеть па лесеньки на небо" (с. Варварёнки). "Да трёх дён душа на бажнице, а потом сверх трёх дён пакойника выносють, и он атправляитца из дому, и шесть недель не бывает душа на спакое; и вот па усем местам её водють, иде ана жила, паказывають ей, иде ана што делала, иде hpex тварила; а сверх сараку дён - куды ана, к анhелу ли надлежить али к злому духу, тут её апределють на спакой. И пайдёть па лесеньки душа..." (с. Варварёнки). "Па лесеньки душа вздираетця на нябяса" (д. Б. Сушки, Лихвинского у.)" .На помин души ни денег, ни продуктов жалеть нельзя. Считается, что "покойник у порога не стоит, но свое берет... Покойник ждет помину тридцать лет!.. Если нет ничего, подаяния никакое не дал, значит - что-нибудь отымает даже, он же молится тогда:- Что ж это мне, ничего подаяния не подал? Да будь же он проклят!". Поскупившиеся на поминки наказываются падежом скота, пожаром и т. д.Непомянутый покойник будет все время сниться родственникам. Подобные рассказы можно и сегодня услышать во многих местах России. Например: "Вот тут-то во, женщина живет, задумала своего мужа не помянуть, говорит:- Хватит поминать, я его не помяну! Приснилось у во сне: самого не видит, а ноги, - говорит, - стоят его, иприбегла ко мне в утря:- Пойдем, - говорит, - канун* почитаешь. Егор, - говорит, - приснился, лихо! То ж, - говорит, - на грех не загадала" .Поминать (так же, как и хоронить) усопшего надо непременно до обеда. Поминать покойного вечером, а тем более после захода солнца нельзя .
Если два человека в полночь обходят комнату кругом и в темноте идут навстречу друг другу, они никогда не встретятся и один из них пропадет.
Накануне этого дня все души чистилища освобождаются на двадцать четыре часа. Всю ночь они гуляют на свободе. (Ирландское поверье).