Народные приметы и суеверия «Муха»
Если муха падает в стакан, из которого вы пьете или собираетесь пить, - это предвещает вам успех. (Повсеместно).
Если же вы чистоплотный человек, то это предвещает вам покупку новой порции напитка.Русская народная примета аналогична вышеприведенному английскому поверью. Так, если муха упала "в питье или в еду - к подарку" .В русских деревнях повсеместно существовал обычай "изгонять мух". Как правило, он приурочивался к 14 сентября, ко дню Св. Семена-летопроводца. "Во многих местах с днем Семена-летопроводца связывается "потешный" обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе. Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или морковки маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или: "Мухи, вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь".Обычай хоронить мух и тараканов наблюдается по всему северу России, причем даже детали его везде одни и те же, и только кое-где, вместо "рукотерника", советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действительнее, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова".С изгнанием мух связана и специальная примета: "Убить муху до Семина дня - народится семь мух"; убить после Семина дня - умрет семь мух" .В ряде традиций этот обряд совершался после жатвы. "Богатому крестьянину, который не постоит по окончании жатвы угостить жней водочкой, из последнего снопа снаряжают куклу "Солоху", продевают сквозь него [сноп] палку, которая изображает руки, и надевают курту, а колосья повязывают платком.Наломав веток из олешника, жнеи несут куклу в дом хозяина, при чем поют какие-нибудь песни. Принесеннная "Солоха" ставится сначала на стол, а потом переносится в кут. Положив серпы к стороне, жнеи отыскивают чипелу или сковородень, садятся на него верхом и скачут по избе, приговаривая: "Чернушки - вон, а белушки - в хату!" Тогда принимаются из хаты принесенными ольховыми ветвями выгонять вон мух со словами: "Святый Семен, гони мух вон!"Эти проделки жней напоминают, что с поля уже убрались, черные мухи скоро исчезнут, а вместо них появятся "белушки" (снег). Повыгнав мух из хаты, жнеи садятся за стол, где хозяин угощает их водкой, а хозяйка - блинами; тем и заканчиваются обжинки...В некоторых местностях Смоленской губернии устраивается обряд изгнания мух, тараканов, пруссов, клопов, блох и проч. после уборки конопли.Когда конопли выберут, выломят три чернобыли, растворят настежь избу и начинают мести от печки."Пруссы, тараканы, клопы, блохи, мухи, убирайтесь все вон: было ваше (право) перелётовать в избе - теперь мы будем зимовать, а вы куда угодно".Тогда чернобылью по хате хлоп, хлоп" ."От клопов существует и другое, более радикальное средство: (когда в дом придет священник и, окропивши святой водой, станет уходить, то нужно вслед ему мести пол, приговаривая: "Куда поп, туда и клоп". После того уже ни одного клопа не останется, так как все они перейдут в тот дом, куда далее направится священник" ."Мухи зимою в избе - к покойнику".1) Обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семин день, но и на Воздвиженье, и на Покров, и на некоторые другие праздники.