Народные приметы и суеверия «Курица»
Курица на одной ноге стоит - к стуже.
Курица, которая поет петухом, и женщина, которая свистит, не годятся ни для Бога, ни для человека. (В Нормандии об этом говорят так: "Une poule qui chante le coq et une fille qui siffle, portent malheur dans le maison" ("Курица, которая кричит петухом, и дочь, которая свистит, приносят в дом беду").
А в Корнуолле: "Свистящая женщина и курица, которая кричит петухом, - два самых больших несчастья на свете".Свистящие женщины вызывали особенный страх у жителей йоркширского побережья. Когда компания наших знакомых садилась на корабль в Скарборо, капитан удивил всех, отказавшись взять на борт одну женщину. "Только не эту леди, - сказал он. - Она свистит". По странному совпадению, этот корабль все же исчез во время плавания.В Девоншире и Корнуолле ни один шахтер никогда не свистит под землей.В пограничных графствах кукарекающую курицу считают вестницей смерти. В округе Ист-Килбрайд было записано примечательное событие, весьма способствовавшее укреплению этого суеверия. Одна старая женщина как-то раз услышала, что ее курица громко кукарекает на земляной насыпи рядом с домом. Она рассказала об этом своему соседу и добавила, что теперь непременно должно случиться что-то скверное/Через несколько недель умер ее муж. Месяц спустя курица снова закричала петухом, и через несколько дней у старухи убили сына. Когда курица закричала в третий раз, у старухи умерла дочь. Тогда она, наконец, свернулакурице шею. И после этого в ее семье довольно долго никто не умирал.В церкви Св. Теклы (поселок Лландегла, Уэльс) падучую болезнь (эпилепсию) пытались лечить с помощью курицы или петуха. Фактически болезнь должна была перейти на птицу. Больному сперва следовало омыть свои руки и ноги в священном источнике, расположенном рядом с церковью, бросить в источник монету в четыре пенса и трижды прочесть "Отче наш". После этого птицу - петуха или курицу, в зависимости от пола больного - клали в корзину и обходили с нею сперва вокруг источника, а затем вокруг церкви. Затем больной входил в церковь и, сразу же после рассвета, простирался во весь свой рост под столом для Причастия. Затем он жертвовал шесть пенсов и покидал церковь. Курицу (или петуха) оставляли в церкви. Если она подыхала, считалось, что эпилепсия перешла на нее от больного, который таким образом освободился от своей болезни.Если вы сомневаетесь в эффективности этого лечения, то вот вам слова приходского клерка: не далее, как в 1855 г. он видел в церкви птицу, которая билась в судорогах от переданной ей эпилепсии.Но, с другой стороны, курица, оставленная в тесной корзине и лишенная пищи, несомненно, была обречена на скорую смерть.В Уэльсе бытовало суеверие, что если на Новый год кур не накормить всеми сортами фруктов, которые есть в доме, то они начнут задумываться: не перестать ли им нести яйца? Фрукты следовало мелко нарезать и смешать.Если курица перестает нестись или заболевает, то виновником этого считают дворового или кикимору. "Очень часто кикимора выщипывает у кур перья. Чтобы кикиморы не вредили курам, вешают под куриной нашестью лоскутья кумача, горлышко от разбитого глиняного умывальника или же, наконец, "куричьяго бога". "Куричий бог" -- это камень, нередко попадающийся на полях с одною или несколькими сквозными дырочками"(см. КОШМАР)."Если курица запоет петухом, то это не к добру: в доме быть покойнику"."Чтобы куры не теряли своих яиц, натирают им задний проход солью. Когда молодая курица снесет первое яйцо, тогда хозяйка должна взять это яйцо и погладить им по голове мужа, приговаривая: "Пускай у Чернушки (имя курицы) будет столько яичек, сколько у NN (имя мужа) на головушке волосков" ."В семействе, где случилось похищение, всегда подозревают многих, особенно в деревнях. Там правых и виноватых собирают вечером в одну избу, тушат огонь и впускают курицу, осыпанную сажею. Курица, обходя правых, прикасается к ним; но подходя к вору будто кричит, бежит прочь и не подпускает его к себе. В этом случае все правые, но необходимости, окрашиваются сажею; один только похититель не удостаивается этой почести. Потом вносят огонь и смотрят: кто окрашен сажею и кто нет. Если есть человек, свободный от этого, то он признается виноватым" ."Для развода кур, особенно хорошей породы, крестьянин никогда не даст соседу яиц для высиживания цыплят. Иначе, как говорят, переведутся все куры"."У крестьян куры часто несут яйца по чужим дворам. Таким курам, чтобы они неслись у себя, остригают в хвосте несколько перьев и перья кладут в их гнездах" .Если курица запела петухом, то в русских деревнях это считается крайне неблагоприятным признаком, - в семье кто-нибудь умрет. (См. соответствующее суеверие в английском фольклоре). Но такую курицу рубят не всегда. Ее ловят и начинают мерить ею избу от стены к противоположному порогу, переворачивая птицу через голову. Если она оказалась на пороге головой, ей рубят голову, если же хвостом, то отрубают хвост и отпускают. О неблагоприятном значении свиста, см. одноименную статью.
Куры в пыли купаются - к дождю. Если кто-то внесет в дом новобрачных курицу и заставит ее прокричать петухом, это будет добрый знак для молодой семьи. (Йоркшир).