Народные приметы и суеверия «Колокола ролийские»
Выйди в Рождественское утро и приложи ухо к земле - и ты услышишь, как глубоко под землей звонят ролийские колокола. (Нотингемшир).
С этим поверьем связана легенда о нотингемском поселке Роли, который когда-то во время землетрясения провалился под землю вместе с церковью. Но колокола провалившейся церкви все равно звонят каждое Рождество; и у местных жителей существует обычай в этот день выходить в долину и, приложив ухо к земле, слушать колокольный звон.Легенды о провалах хорошо известны и в русском фольклоре. Сюжеты подобных легенд в разных областях необъятной России называют различные села и города, по тем или иным причинам ушедшие под воду или под землю. Наибольшей известностью пользуется озеро Светлоярое, скрывшее под своими волнами знаменитый град Китеж, "на берега которого в заветные дни (на праздники Вознесенья, Троицы, Сретения и чествования имени Владимирской с 22 на 23 июня [с 4 на 5 июля по н. ст.] стекается великое множество богомольного люда (особенно на последнюю из указанных ночь). Напившись святой водицы из озера (оно неустанно колышется) и отдохнувши от пешего хождения, верующие идут с домашними образами, со старопечатными требниками и новыми псалтирями молиться к тому холму (угору), который возвышается на юго-западном берегу озера. Разделившись в молитве на отдельные кучки, молятся тут до тех пор, пока не одолеет дремота и не склонит ко сну. На зыбких болотистых берегах вкушают все сладкий сон, - с верою, что здешняя трясина убаюкивает, как малых детей в люльках, и с надеждою, что если приложить к земле на угоре ухо, послышится торжественный благовест и ликующий звон подземных колоколов. Достойные могут даже видеть огни зажженных свечей, а на лучах восходящего солнца - отражение тени церковных крестов. Холм и вода скрывают исчезнувший православный город "Большой Китеж", построенный несчастным героем верхнего Поволжья, русским князем Георгием Всеволодовичем, убитым (в 1238 г.) татарами в роковой битве на реке Сити, закрепостившей над Русью татарское владычество. Когда, по народному преданию, безбожный царь Батый с татарскими полчищами разбил князя, скрывшегося в Большом Китеже, и убил его (4 февраля), Божья сила не попустила лихого татарина овладеть городом: как был и стоял он, со всем православным народом, скрылся под землею и стал невидимым. Таким он и будет стоять до скончания века" .1) Большой Китеж потому, что есть Малый - нынешнее поволжское село Ба-лахнинского уезда - Городец Радимов.