Народные приметы и суеверия «Козы»
Коза, повешенная на мачте корабля, приносит попутный ветер. (Острова Западной Шотландии).
Один раз в сутки козел непременно исчезает. В этот момент он навещает Дьявола, который расчесывает ему бороду.
Черные козлы на горной тропинке - знак того, что здесь зарыт клад. (Уэльс).
Мы так и не смогли выяснить, каким образом возникло первое из вышеупомянутых суеверий, - хотя известно, что в старину козел ассоциировался с Паном, который считался одной из ипостасей Сатурна.В старой Пруссии тоже существовал (а может быть, существует и до сих пор) один обряд, связанный с козлом. Когда местные жители сеяли озимые, они убивали козла и ели его мясо во время соответствующей церемонии, а шкуру вешали на высокий шест рядом с дубом. Там она висела до жатвы. После жатвы на шесте над шкурой привязывали большой пучок пшеницы. Затем вокруг шеста плясали, потом начинался пир.Суть этого обряда (очевидно воспринятая жителями Британии) заключалась в том, что козел был духом злаков. Считалось также, что, когда поле сжато, козел "перелетает" на несжатое поле.На острове Скай фермер, первым закончивший уборку зерновых, пересылал на другую ферму, где уборка все еще продолжалась, сноп пшеницы. Этот сноп называли "goabbir bhacagh" ("колченогий козел") и передавали его от фермы к ферме, пока весь урожай не был убран. После окончания жатвы устраивался общий праздничный ужин для мужчин. В некоторых местах его все еще справляли даже в 1930 г.Шотландские фермеры тоже отмечали окончание жатвы аналогичным обрядом;но здесь стог называли "хромым козлом". Эпитеты "хромой" и "колченогий", очевидно, возникли из поверья, что духу злаков (козлу) первая жатва подрезает ноги.В Англии со снопом обращались подобным образом, но он уже представлял не дух урожая, а эмблему занятного соревнования. Его называли "младенцем". Отсюда же пошло выражение "left holding the baby".В некоторых районах Уэльса черные козлы с незапамятных времен считались хранителями сокровищ, поддерживавшими связь с чертями и феями. Отсюда поверье о том, что черный козел указывает на спрятанный клад.Однако козлы редко участвовали в британских магических ритуалах, хотя маги и жрецы всего мира использовали их довольно часто. Например, в Индии козел был жертвенным животным, уносившим прочь все болезни, которые могли напасть на поселение.Животное украшали гирляндами, а затем выгоняли за пределы поселка. Если он уходил, с ним уходила болезнь. Но если он возвращался, болезнь возвращалась в поселок. Поэтому козла чаще всего убивали прежде, чем он получал возможность вернуться в поселок с грузом болезней.Этот метод перенесения болезней был распространен во многих странах мира, включая даже земли некоторых аборигенов Америки.Козел в русских суевериях чаще всего фигурирует как животное "нечистое", сотворенное дьяволом. "Бог человека по своему образу и подобию создал, и черт тоже захотел сделать: написал и вдунул свой дух. Выскочил козел рогатый - черт его испугался и попятился от козла. С тех пор он и боится его. Вот почему в конюшнях козла держат, и на коноводных тоже, где бывало пар до ста лошадей, всегда козла держали. Он - чертов двойник".Обычай держать в конюшнях козла в качестве оберега имеет и практическое объяснение. Дело в том, что в конюшнях нередко заводилась ласка - страшный враг лошадей, так как "этот крошка-хищник из хорьковой породы при своем гибком теле умеет заползать в уши и, по своим кровожадным наклонностям, прокусывать кожу на ногах и лакомиться кровью". Лошади, измученные лаской, нередко метались по конюшне всю ночь, и утром хозяева находили их взмыленными, что, в свою очередь, для крестьян являлось неопровержимым доказательством поверья о том, что если домовой не взлюбит скотину, то будет ее гонять (см. БРАУНИ; ДВОРОВОЙ). По некоторым свидетельствам, ласка "не любит козла - убегает от него".