(НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ)
Четверг, 21 Ноябрь
Всего в словаре 34927 снов

Народные приметы и суеверия «Гроза»

Если двери и окна в твоем доме открыты, он защищен от удара молнии, поскольку она пройдет через дом и выйдет наружу; если же двери закрыты, то дом будет разрушен. (Бедфордшир).
Кое-где в Уэльсе было принято при приближении грозы бить в церковные колокола. Этот обычай сохранялся еще в XIX в. Кроме того, он пользовался большой популярностью на Севере Англии.Винкин де Ворд сообщает, что "колокола, бьющие в грозу, изгоняют и обращают в бегство злых и нечистых духов, и смягчают бурю".Это поверье распространено во всем мире. Африканские тесо, живущие на равнинах между горой Элгон и озером Кьога, тоже бьют в колокола, чтобы изгнать демонов бури.Еще одним средством защиты от молнии была обугленная ветка из костра летнего солнцестояния. В XIV и XVII вв. считалось, что дом, в котором хранят эту ветку, никогда не пострадает от грозы - и, разумеется, от молнии.Так же точно обстояло дело с обугленными ветками из любого большого праздничного костра. Жители Бретани приносили в дом палки из костров летнего солнцестояния. Их ставили у кровати, в которой спал глава семьи, между куском пирога Двенадцатой Ночи и веткой самшита, благословленной в Вербное Воскресенье. (Заметьте, что католические священники тоже способствовали сохранению суеверия). С этого момента дом считался защищенным от любого бедствия, связанного с грозой. В Вестфалии святочное полено вытаскивали из огня, как только оно начинало обгорать. Его бережно хранили в доме и клали в огонь всякий раз, когда приближалась гроза. Считалось, что ни одна молния не ударит в дом, где тлеет святочное полено.И, наконец, еще одно суеверие. Оно взято из древнесаксонской рукописи, переведенной доктором Хиксом: "Если в новом году первый гром ударит в воскресенье, это предвещает смерть в королевской семье; если в субботу, то умрет кто-нибудь из судей или губернаторов".Согласно русским народным представлениям, во время грозы Св. Илья-пророк мчится по небу на огненной колеснице и "мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку. Ведая про то, злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты" . "Основанием такого убеждения послужило нахождение в песке так называемых]. "громовых стрелок" [см. соответствующую статью], то есть конусообразных сплавов от удара молнии в кварц" .От разящих стрел Ильи-пророка бес может спрятаться и в человека, но Святой не пощадит раба Божьего и убьет его вместе с нечистым: "Спорит однажды Бог с сатаной... Сатана говорит:- Я от тебя в дереве спрячусь.- А я дерево расщеплю и в дереве тебя найду, - отвечает Бог.- Тогда я спрячусь в камне.- И в камне я тебя найду.- А я в рабу твою спрячусь.- Я рабу свою убью, тебя там найду, а рабу грехам прощу.С тех пор во время грозы сатана прячется - то в дерево, то в скотину, то в человека. Если дерево разобьет грозой, говорят: "Ишь, ведь, куда спрятался - проклятый!.." А про убитых грозой людей говорят: "Богу достойный..." .Оглушенных громом "зарывают в сырую землю (только лицо остается открытым), обкладывают сырыми капустными листьями, свежей травой" .Русские крестьяне и в наши дни во время грозы неукоснительно соблюдают ряд запретов в качестве предохранительных мер. Так, "нельзя быть с растрепанными волосами, в подоткнутом платье - много места тут укрываться анчутке - беспятому (бесу). Всякую посуду в избе надо опрокинуть, если она пустая: налитую следует поспешно закрестить" . "Иметь во время грозы близ себя нечистых животных, т.е. собак и кошек, безусловно не следует потому, что в них может войти бегущий от опасности нечистый дух" . "Во время грозы ... принимаются разные предосторожности... Есть что-либо во время грозы считается грехом; всякие занятия оставляются. Под крышу втыкают освященные в Троициндень березки для предотвращения удара молнии; снимают иконы и ставят их на окно лицом на улицу; закрывают чем-нибудь самовар, чтобы "молния его не увидала"; зажигают пред образами крещенские или христовские свечи; выставляют на крыльцо железную клюку, потому что молния ее боится. При пожаре, происшедшем от молнии, не позволяют кричать. Пожар заливают пресным молоком, дробинами из квасника или кидают в огонь сырое яйцо" .Возможно, английский обычай класть железный прут на бочку с пивом во время грозы является отголоском архаичных представлений о том, что черти, разбегающиеся в разные стороны от разящих их молний, могут найти убежище в налитой посуде, а заостренные железные предметы (каковым является прут) отгоняют нечистую силу. Позднее данное магическое действие могло получить более современную мотивировку ("чтобы пиво не прокисло"), не связанную непосредственно с нечистой силой.Как в Англии, так и в России верят, что звон церковных колоколов "очищает" воздух от нечистой силы, которая особенно "активна" во время гроз .В отличие от английского поверья, предписывающего открывать во время грозы все окна и двери, в русских деревнях тщательно закрывают все входные отверстия (чтобы бес не влетел). Вместе с тем в ряде регионов "во время грозы ... крестьяне обыкновенно не находятся в избе, а сидят на крыльце или в сенях при открытой наружной двери. Прятаться от "воли Божьей", как русский народ называет грозу, считается грехом".Как и в английской традиции, в России "средством, предохраняющим человека и его имущество от гибельного действия молнии, является тот же огонь: следует держать в доме головню от пожара, происшедшего от молнии" . И "хотя большею частью в грозу плотно запираются окна и закрываются трубы, но в некоторых местах (Любимский уезд, Ярославский губ.) нарочно топят печи, веря, что "огонь на огонь не пойдет" . Русский народный способ "защиты" от молнии вполне сопоставим с английской обугленной веткой (палками) из "костра летнего солнцестояния". Магическая сила костра, зажженного в праздник (олицетворяющий в народном сознании наивысшую мощь небесного светила), соответственно, передавалась всему, что становилось его "пищей". Поэтому "обугленные ветки и палки" превращались в универсальный талисман от молнии - того же небесного огня. Но возможно, в основе этого магического способа предотвращения пожара - уничтожение подобного подобным - лежит чисто практический народный опыт. Вплоть до наших дней одной из мер борьбы с массивными лесными пожарами является искусственное зажигание "встречного" огня:" На пути своем намеренно вызванное пламя уничтожает все то, что могло бы служить пищею грозно наступающему врагу" . Этот способ был хорошо известен и нашим предкам. Обугленные и обгорелые предметы в качестве магических средств защиты от молнии могли быть использованы по аналогии с зажиганием "встречного" огня.Поскольку в русском пантеоне Святых Илья пророк "грозы держит" , то для предотвращения грозовых пожаров "всего полезнее держать пост, особенно в Ильинскую пятницу, или мазать молоком косяки дверей и окон; полезно также вывешивать за окно полотенце с покойника. Если же бес не побоится ни того, ни другого, то наверное не устоит он перед горящей свечкой, с которой молились в Страстной Четверг на "стояниях", когда читались 12 евангелий Господних Страстей. Хороши и пасхальные, а того лучше богоявленские свечи...Деревенские старушки, и каждая из них, на случай грозы припасает ладан, чтобы посыпать его на уголья, в печной загнетке или на раскаленную сковородку, так как "черт ладану боится" .Многие народные поверья о грозах (особенно первых) содержат идею пробуждения природы от зимнего оцепенения: настоящая весна наступает только после первого грома. "До первого грома не просыпаются лягушки (Любимский уезд), а если и просыпаются, т о не могут квакать потому, что у них сросся рот, который раскрывается лишь во время грозы (Юрьевский у. Владимирской губ.). Поверье это основано, конечно, на том обстоятельстве, что, действительно, часто теплый дождь, сопровождающийся громом, пробуждает жизнедеятельность этих земноводных и дает начало их весенним концертам...". С первым громом и грозой также связывается идея обновления и очищения всего живого: "Кто умоется водой во время первой грозы, тот в течение целого года не будет хворать никакой болезнью". "Девица или женщина, услышавши весною в первый раз гром, бежит к воде для умывания, предполагая, что умывание в это время водою может придать лучший цвет ее лицу" . "В первую грозу ловят горстью дождевые капли и "вытирают" ими глаза" ."Полезно также умываться грозовой водой , то есть образовавшейся из растаявших градин (Любимский и Даниловский уезды)"."В предупреждение болезни рук советуют: "когда ударит гром, того же разу кусай пальцы на обеих руках, чтобы успеть каждый палец укусить три раза" .Грома боятся змеи, "так, поселянин, из многократного появления в летнее время грома, предполагает, что его домашний скот может безопасно бродить по лесам, не будучи изъязвлен змеями"."Если первый гром с полудня (с юга) - то грозное лето будет" .По грозам, случающимся в определенные праздники, русские крестьяне гадали о погоде и урожае:"На Благовещенье гроза - к теплому лету; урожай орехов" .
Если между 1 ноября и 31 января случается гроза, это предвещает смерть самого известного человека в деревне. (Сельские районы Уэльса).

Когда начинается гроза, на бочки с пивом нужно положить железный прут, чтобы пиво не прокисло. (Херефордшир и Кент).

Колокольный звон отгоняет грозу. (Повсеместно, особенно в Уэльсе).

Популярные запросы
Расшифруй свой сон
Реклама
Примета на этот день
 (21 ноябрь)

Михайло мосты мостит. Оттепели: михайловские, введенские, михайловские грязи. Коли иней - жди больших снегов, а коли день зачнется туманом - ростепели быть... Подробней