Народные приметы и суеверия «Банник (баенник)*»
Мифологическим хозяином бани в русской народной традиции считается банник (баенник) - "особая порода домовых, злой дух, поселяющийся в бане; пар выживает его временно, а в нетопленой он живет всегда; он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню; но их там нельзя покидать одних" .Баенник "поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся..."Верят, что баенник всегда моется после всех, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся:"он" накинется, - станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т. е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час дух считает своим и позволяет мыться только чертям; для людей банная пора в деревнях обыкновенно полагается около 5-7 часов пополудни.После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами баенники. Если в это время пойдет кто париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Повсеместно на Руси распространено поверье об этой четвертой роковой банной "смене".Заискивают расположение банника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпают крупной солью...Не любит баенник также и тех смельчаков, которые выхвастываются посещением его жилища не в указанное безопасное время. Так как на нем лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить его на тех, кем он недоволен. На такие случаи существует много рассказов.Нарушающих установленные им правила и требования баенник немедленно наказывает своим судом, хотя бы в виде такого, который испытал на себе рассказчик из пензенских мужичков. Перед праздником, запоздав в дороге, забрался он в свою баню уже после полуночного часа. Раздеваясь второпях, он вместе с рубахой прихватил с шеи крест, а когда полез на полок париться, то никак не мог оттуда слезть "по-добру, по-здорову". Веники сами собой так и бьют по бокам. Кое-как слез, сунулся в дверь, а она так притворена, что и не отдерешь. А веники все свое делают - хлещут. Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать - не откликается, начала ломиться в дверь - не поддается. Вызвонила она разом соседей. Эти пришли помогать;рубили дверь топорами: только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку баба-знахарка, окропила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежит без памяти; насилу оттерли его снегом.Опытные люди отвращают злые наветы своих баенников тем вниманием, какое оказывают всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды (и непременно) и хоть маленький- кусочек мыла, если только не мылись щелоком; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую и повсеместно рассказывают, как, проходя ночью мимо бани, слышали с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно бы разговаривают, но без слов...Вообще шутить с собой баенник не позволяет, но разрешает на святках приходить к нему завораживаться и по выставленному в двери заду либо бьет когтистой лапой - к беде, либо нежно гладит мохнатой и мягкой, как шелковая, большой ладонью - на счастье" .На Русском Севере банника зовут "жихарем". "В представлении поморов "жихарь" является очень злым. В с. Лапине ... рассказывали, как "жихорь" раз содрал со старухи кожу и растянул эту кожу на "каменницу" (печь в бане) "сушиться". Старуха эта пошла поздно ночью одна в баню. Говорят, что "жихарь" очень страшный, весь черный, любит "напускать" страху и если ночью одному прийти мыться - то может убить, почему редко ночью в бане моется один человек" .Мифологические рассказы о баннике можно еще услышать и в современной России .