Народные приметы и суеверия «Арки»
Почти во всех странах суеверные люди приписывают аркам универсальные свойства. В Британии пройти под аркой из ежевики (с определенными словами и ритуалом) считалось верным средством от коклюша, угрей, чирьев и ревматизма, а также других болезней.Ребенка, больного рахитом, продевали сквозь расщепленный ствол бузины или ясеня, разведенный в стороны с помощью клиньев, так что получалась своего рода арка. Еще одно средство от коклюша: пронести ребенка под животом осла - еще одна арка.Для сравнения вот ещё несколько суеверий. В Болгарии, если в селе начинается эпидемия коклюша, какая-нибудь старуха выгребает землю из-под корней вербы, после чего все дети пролезают сквозь получившееся отверстие. На берегах озера Ньяса, когда начинается какая-нибудь эпидемия, больных продевают сквозь арку, для создания которой пригибают ветки дерева и, воткнув их концами в землю, переплетают другими ветвями.В Уганде расщепляют древесный ствол, и знахарь держит трещину открытой, в то время как больной пролезает сквозь нее. В этом случае имеются также определенные предписания насчет одежды, но арка все равно остается основной деталью процедуры.Во Франции, в Германии, у негров-овамбо (Юго-Восточная Африка) арка играет очень важную роль. Горцы из Стратспи прогоняют весь свой скот под аркой из рябиновых деревьев в День Всех Святых и во время Праздника Костров. В Ольденбурге корову, которая плохо доится или вовсе не дает молока, прогоняют под аркой, сплетенной из веток.В любой стране можно найти бесконечное множество похожих примеров. Когда кайяны (Борнео) возвращаются домой из путешествия, которое сопровождалось дурным знамением, они сплетают арку из веток, зажигают под ней огонь и друг за другом проходят под ней.Камары (жители центральных провинций Индии), страдая от горячки, протискиваются в узкий просвет между стенами домов или между карнизами крыш, чтобы избавиться от болезни.В Дании еще в XIX веке лечение большинства детских болезней заключалось в том, что из земли вырезали несколько кусков дерна, складывали их в виде туннеля и протаскивали сквозь него ребенка. Пенджабские индусы, чтобы отвести зло от сына, родившегося после нескольких дочерей, пробивали дыру в центре бронзового листа, заглаживали ее края, а затем продевали ребенка сквозь это отверстие.В разрушенной церкви Св. Брэндона, что в десяти милях от Дингла (Северная Ирландия), был оконный проем, сквозь который трижды продевали больных женщин, чтобы они исцелились.Св. Элуа, епископ Нойонский, в шестом веке запретил всем верующим продевать своих овец и детей сквозь отверстия в земле и дуплистые деревья.Негры-коранна с Оранжевой реки для исцеления ребенка от болезни рыли в земле траншею, поперек которой строили арку, а над аркой ставили быка. Затем ребенка протаскивали под аркой. В некоторых частях Западной Англии больного фурункулезом продевали сквозь какую-нибудь естественную арку; аналогичным образом поступали с этой болезнью в Перигоре и других областях Франции.Почему же арка сделалась столь универсальным гарантом безопасности? Мы полагаем, что в древности причиной всех болезней считали злых духов, преследующих больного, и арка играла ту же роль, что и нынешняя дверь - она защищала от преследователя. Таким образом, пройти под аркой (с соответствующими ритуальными действиями) значило ускользнуть от опасного преследователя и обрести убежище по другую сторону."Арки" чрезвычайно широко использовались и в русской знахарской практике при лечении самых различных болезней. Например, "больное дитя ... несут в лес, ищут раздвоенного дерева, кладут его в этот промежуток на трое, не менее, суток, сорочку вешают на дерево, потом вынимают его и ходят трижды девять кругом дерева. После этого приносят домой, купают в воде, собранной из девяти рек и колодцев, обсыпают золой, собранной из семи печей, кладут на печь. Если дитя после сего засыпает, то это верный признак исцеления, а если оно кричит, то должно умереть" ."Обычай пронимать больных сквозь дуплистые деревья существует и доселе. Обычай этот существовал в Пошехонском уезде с давних пор. Так, в житии преп[одобного] Адриана игумена, Пошехонского чудотворца", мы читаем: "Обычай же имеяху по вся годы мнози из близ сущих весей и градов людие в бываюший день пятничный пред праздником Св. пророка Илий приходити к реченному древу рябине. Прихождаху же и священницы из ближайших весей и приношаху образ Святыя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, молебныя пения совершающе. Люди же для получения здравия сквозь оное древо пронимаху дети своя ищи же совершеннаго возраста и сами пролазаху и получаху исцеления" .Возможно, что продевание через древесные и прочие арки имело ту же функцию, что и перерождение в русской знахарской практике (см. РЕБЕНОК).Арки, образованные столбом и его деревянной подпоркой, называются "цыганскими" или "лошадиными воротами" (например, телеграфные столбы). Проходить сквозь них в России повсеместно считается плохой приметой: "голова будет болеть" , "деньги не будут водиться", "несчастье случится" и т. д. Эта примета широко распространена как среди взрослых, так и в среде детей. В сельской местности по всей России можно и сегодня увидеть протоптанные тропинки-ответвления от основной дороги, которые огибают подобные столбы с подпорками.