Народные приметы и суеверия «Ангина*»
В русских деревнях эта болезнь известна под именем "жабы". Вычитывание "жабы" знахарь сопровождал магическими действиями с веретенами:"Ложилася (имя рек) спать, помолясь и благословясь. На Кияне море лежит камень Латырь; возле трго камня Латыря стоит престол Пресвятыя Богородицы; возле того престола стоит дерево суховерько; на этом дереве суховерьхе сидит птица - железны носы, булатны когти, щиплет, теребит жабу сухую и мокрую, присно, во веки, веков.Приговаривая этот заговор, трут по больному месту тремя веретенами, сперва каждым отдельно, а потом всеми тремя вместе. После того должно махнуть веретенами в печь, проговоря:- Ступай, сухая и мокрая жаба, сохни!Заочно этот заговор читается над водой, при чем ее трижды крестят безымянным пальцем, дают ее пить больному и ею же мажут больное место".Или:"Благослови, Господи, и спаси, Господи, раба или рабу свою (имя рек) от бед и от напастей, и от лихого человека, и от ненавистника, помилуй и сохрани раба своего (имя рек) в чистом поле, в зеленой дуброве; поди на дуб и на сухое древо, на котором отростей нет; отныне и до веку и во веки веков; аминь.Возьми 8 веретен и положи все их по ряду и к каждому веретену читай сей приговор и перебирай их все три раза и каждым веретеном в горло пяткой приткни, а останным веретеном горло перекрести, и безымянным пальцем перекрести и ударь в то место" .С просьбой "забрать жабу", как и зубную боль, знахари часто обращались к дубу:"При боле в глотке бабушка обращается в сторону, где лес, и говорит следующее:"Дуб, дуб, возьми свой дубоглот, и глот, и мокрую жабу, сухой дубоглот, и глот от раба Божия (имя рек)! Не возьмешь свой дубоглот, он тебя с ветвями и с кореньями проглотит.Потом безымянным пальцем прикалывать больные зебра и трижды прочитать:Ни первой, ни другой, ни третий, ни четвертый, ни пятый, ни шестой (и т. д. до девяти)" .